Старомарьинское шоссе, д. 14 +7 (495) 616-38-65mromun@mail.ruПн. - Чт. 08:00 - 17:00, Пт. до 15:45

Московский государственный университет путей сообщения и Музей МИИТа

Новость 194 из 213

Рост железнодорожной сети России во второй половине XIX века потребовал расширения подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Единственный в стране институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге не мог в полной мере решить эту проблему.

Нехватка инженеров(железнодорожников особенно почувствовалась с началом строительства Великого Сибирского пути. Поэтому Министерство путей сообщения внесло в правительство предложение о создании еще одного высшего учебного заведения, которое готовило бы инженеров для нужд ведомства.
На размещение такого института претендовали многие города – Киев, Казань, Воронеж, Екатеринослав, Орел, Саратов. Но предпочтение было отдано Москве, так как столица располагала превосходными преподавательскими кадрами, а это было решающим условием.

Официально было объявлено: “Государь Императора непрестанных заботах о просвещении России в 23 день мая настоящего года Высочайше повелеть соизволил учредить в Москве Московское Инженерное Училище, а 24 мая того же месяца в Москве Всемилостивейше повелел именовать это училище Императорским Московским инженерным училищем”.

Первым директором Училища был назначен профессор Ф. Е. Максименко, ранее инспектор (проректор) Петербургского института инженеров путей сообщения.

Временно Училище было размещено в самом центре столицы – на Тверской, в большом доме В. А. Морозовой, том самом, где был известный светский салон княгини Зинаиды Волконской, который посещал А. С. Пушкин и многие деятели русской культуры.

12 июля 1896 г. было опубликовано сообщение о новом Училище: “Императорское Московское Инженерное Училище ведомства путей сообщения есть высшее учебное заведение, имеющее целью специальное образование лиц, посвящающих себя преимущественно практической деятельности по устройству и эксплуатации путей сообщения”. И далее сообщалось, что в Училище преподаются высшая математика, начертательная геометрия, топография и геодезия, механика теоретическая, строительная и прикладная, физическая геология, гражданская архитектура, строительное искусство, законоведение, черчение.

Учебный курс продолжался 3 года, после него – двухгодичная практика на строительстве или эксплуатации путей сообщения и защита отчета по ней.

Первоначально в Училище принимали только российских подданных, причем женатые не принимались, так как жить нужно было в общежитии. Проверочные испытания производились “из математики, физики, русского языка и рисования”.

За содержание в общежитии и за учение студенты должны были платить по 400 руб. в год, плата вносилась вперед за каждое полугодие. Никто из студентов на первом курсе от платы не освобождался и не получал от Училища ни стипендии, ни денежных пособий. В общежитии предусматривалось, что “у пансионеров одежда, обувь, белье (кроме постельного), а также чертежные инструменты должны быть собственные”.

Популярность нового института была весьма высокой: достаточно сказать, что на 50 вакансий было подано свыше 250 прошений о приеме. К началу экзаменов преподавательский состав Училища был в основном сформирован. Из Московского университета приглашены профессор Б. К. Млодзеевский (математика), приват-доцент И. А. Каблуков (химия) и будущий выдающийся ученый, а в то время лаборант П. Н. Лебедев (физика) Из Императорского Московского Технического Училища пришел выдающийся ученый механик С. А. Чаплыгин, из Константиновского Межевого института – преподаватель геодезии С. М. Соловьев. Преподавателями Училища стали инженеры путей сообщения Н. И. Голиневич – общие начала строительного искусства, Д. Н. Головин (начертательная геометрия) и Б. В. Беккер (черчение), гражданский инженер А .Н. Дуров (рисование). Заведовать хозяйственной частью и общежитием назначили И. А. Боратынского.

Открытие Училища состоялось в субботу, 14 сентября 1896 г. Из Петербурга на праздник пригласили свыше 50 человек. На открытии училища выступил товарищ (заместитель) министра путей сообщения генерал-лейтенант Н. П. Петров. Его большая речь была довольно обширна, но и сегодня читаешь ее на одном дыхании – свободный язык, с богатой лексикой. Выразительные словесные обороты легко удерживали внимание слушателей, налаживая как бы доверительный разговор о науке и важности настойчивой учебы.

…В конце 1896 г. нашли, наконец, подходящий большой участок земли для будущих зданий Инженерного Училища. Место было не в центре Москвы, а среди пустошей бывшей Переяславской слободы на Бахметьевской улице. Размер участка, бывшего до того времени под огородами, составил 6023 кв. сажени. За это казна заплатила 70 770 руб. Проектирование здания было поручено петербургскому профессору И. С. Китнеру, а строительство и наблюдение за ним – особой строительной комиссии, которая приступила к своим обязанностям с 1 марта 1897 г. и функционировала до окончания всех работ.
По проекту Китнера здание Училища напоминало Высшую техническую школу в Берлине – Шарлоттенбург: большой продолговатый прямоугольник с тремя внутренними дворами. Длина его предполагалась в 85 саженей, а ширина -20 саженей. Там, где были сосредоточены классные помещения, здание должно было быть трехэтажным, а общежитие студентов – четырехэтажным. Главный фасад здания предполагалось обратить к солнечной стороне и выходить он должен был в обширный двор. Постройку намечали закончить к осени 1898 г.

Закладка здания на Бахметьевской улице состоялась 14 июня 1897 г. во втором часу дня, после молебствия, совершенного местным духовенством. На церемонии под закладную металлическую доску согласно обычаю были положены золотые и серебряные монеты, символические кирпичи уложили гости и студенты.

Строительство здания Училища продвигалось весьма успешно. В мае 1898 г. стало ясно, что новый учебный год студенты безусловно начнут уже в собственном помещении. О довольно значительном объеме новостройки можно судить по тому, что на училищный комплекс “употреблено до 7,5 млн. кирпичей, более 25 тыс пудов железа всякого и до 2 тыс чугунных отливок”. К сентябрю по Бахметьевской на протяжении 70 саженей устроили каменную ограду с красивой железной решеткой.

К концу 1898 года строительство нового здания Училища было завершено, и 24 января 1899 г. состоялось торжественное открытие. А 2 июня 1899 года, 24 первенца выпустились из стен Училища . Более половины из них при выпуске уже были приглашены на практические должности с хорошим содержанием, остальные тоже получили назначения в самое непродолжительное время и приступили к работе на линии.

Практика продолжалась 2 года. Практиканты представляли ежемесячные рапорты с кратким перечислением выполненных ими работ. По окончании этих двух лет каждый представил 4 отчета с подробным изложением исполненных работ. Отчеты рассматривались в особой комиссии Училища в присутствии практикантов, которые лично давали необходимые разъяснения. По их рассмотрении в июне 1901 г. советом Училища звание инженера-строителя со всеми правами, в том числе с правом ношения установленного нагрудного знака, были удостоены 18 чел. Знак, который получили право носить выпускники

Училища, был утвержден в январе 1900 г. Овальной формы, он состоял из двух серебряных ветвей: дубовой и лавровой, перевязанных внизу лентой, а наверху расходящихся. В верхней части этого знака помещен серебряный государственный двуглавый орел с такою же императорской короной над ним. В нижней части венка находился золотой знак ведомства путей сообщения – накрест положенные топор и якорь, и под ним лента из того же металла с серебряными начальными буквами наименования училища: “И.М.И.У.”.Помимо нагрудного знака тогда же была утверждена и новая форма студентов Училища. На плечевом поперечном погоне над арматурой прибавлена императорская корона. Коснулось изменение формы и выпускников практикантов: рабочая тужурка у них стала с продольным погоном, состоящим из той же арматуры с короной, с продольным серебряным галуном в 1/3 ширины всего погона и пуговицей наверху. Такие же погоны они носили на пальто или сюртуках.

Прошли годы, и в Училище все сильнее стала обнаруживаться несостоятельность трехгодичной подготовки. Образовательные задачи с большим трудом укладывались в рамки трехлетней курсовой нормы. Достаточно сказать, что все лекции, занятия в лабораториях и практические упражнения, предписываемые программой, “втискивались” в заданный срок обучения лишь при распределении занятий с 9 ч. утра до 9 ч вечера, т.е. при повседневном нелегком 12-часовом труде.

Совет Инженерного Училища ходатайствовал перед МПС о преобразовании трехгодичного курса в четырехгодичный. Для этого совет Училища разработал проект изменения действовавшего Устава. В частности, предлагалось заменить трехлетний курс четырехлетним с пятым дипломным годом, отменить обязательную двухлетнюю практику. Вносилось также предложение предусмотреть соответствующее увеличение прав и чина, даваемых Инженерным Училищем (оканчивающие Училище инженеры получали чин губернского секретаря, тогда как высшие технические учебные заведения давали по первому разряду чин коллежского секретаря. По “Табели о рангах” это был чин 10-го класса, соответствовавший званию штабс-капитана, а не лейтенанта). В принципе, предполагалось, что Устав Инженерного Училища во всем уравнивается с Уставом Института инженеров путей сообщения. Подготовленный проект в начале 1910 г. был представлен на усмотрение министра С. В. Рухлова. Но лишь только в августе 1913 года реорганизация стала реальностью, и первого сентября 1913 года на транспорте появился качественно иной, с хорошей научной школой Институт, которым по праву гордилась и гордится страна.

Вскоре после начала учебного года, 6 сентября 1913 г., состоялось первое торжественное заседание совета Императорского Московского Института путей сообщения.

Помимо учебной работы в Училище проводились студенческие мероприятия. Так, в январе 1898 г. был организован “Первый бал в пользу недостаточных студентов”. Он состоялся в Русском охотничьем клубе на Воздвиженке и прошел с большим успехом. Подобные мероприятия несколько лет проводились Московским университетом и некоторыми другими учебными заведениями.

Всех привлекало тематическое оформление помещений клуба. Как писали газеты, в вестибюле “обращал на себя внимание инженерный знак из электролампочек, по обеим сторонам которого были помещены большие путейские флаги. Очень красивый вид имело фойе, в котором по стенам размещались щиты с инженерными знаками. Около киоска с фруктами и шампанским были поставлены железнодорожные семафоры с зажженными фонарями. В фойе же был помещен портрет министра князя М. И. Хилкова. Первый студенческий бал Инженерного Училища, имевший хороший материальный успех, произвел на всех самое благоприятное впечатление”.

Традиция проведения таких ежегодных благотворительных балов в пользу студентов сохранялась в Училище долгие годы. Устраивались они в залах Дворянского собрания, Купеческого или Охотничьего клубов, входные билеты стоили до 5 руб., но студенты в форме платили лишь 75 коп.

Эти танцевальные вечера каждый раз отличались “железнодорожным” оформлением, красочным и изобретательным, о чем потом долго говорили в Москве. Торговые киоски в залах оформляли в виде сторожевой будки со шлагбаумом или фермы Каширского моста через Оку, громадного транспортира или водокачки, а то и вагонетки с продажей напитков. Вестибюль Дворянского собрания нередко “обращался в настоящий станционный двор” или в его Гагаринском зале “устроители бала представляли вид станции Владикавказской железной дороги на фоне гор, где на дебаркадере, освещенном фонарем, была организована продажа цветов”. В другом зале размещали крупное панно: “поезд из темноты, окутанный дымом, мчится по мосту, впереди виден тоннель. Путь освещает могучая рука с ярким светочем. Смысл символический: студент пробивает себе дорогу при свете знаний”.

В настоящее время Московский государственный университет путей сообщения является крупнейшим научно-образовательным комплексом России, общероссийским лидером в области подготовки и переподготовки специалистов и научных кадров для транспорта и транспортного строительства.
Контингент обучаемых составляет более 118 тысяч человек.

В составе университета 3 академии (Академия комплексной безопасности, Российская академия путей сообщения и Российская открытая академия транспорта), 7 институтов – Гуманитарный институт; Институт пути, строительства и сооружений; Русско-немецкий институт; Институт транспортной техники и систем управления; Институт управления и информационных технологий; Институт экономики и финансов; Юридический институт, Научно-исследовательский институт транспорта и транспортного строительства, 4 факультета (Вечерний факультет, Факультет довузовской подготовки, Факультет повышения квалификации преподавателей, Факультет подготовки научных сотрудников), Московский колледж железнодорожного транспорта, Гимназия, Медицинский колледж.

Университет имеет 28 филиалов в 24 субъектах Российской Федерации, в том числе 8 укрупнённых филиалов, реализующих программы ВПО и СПО (г.г. Брянск, Воронеж, Елец, Калуга, Нижний Новгород, Орёл, Рязань, Ярославль).

Из стен вуза выходят дипломированные специалисты в областях транспорта, транспортного строительства, экономики, финансов, управления, таможенного дела, маркетинга, рекламы, гуманитарной деятельности и др.

Со дня основания в 1896 г. Императорского Московского Инженерного Училища (МИИТа ) музей вошёл в число так называемых учебно(вспомогательных учреждений. Первоначально это был музей современной техники. К 1914 г. в нем было собрано значительное количество экспонатов, в том числе машин и механизмов, ориентированных главным образом на специальность инженера-строителя.

В 1923 г. после шестилетнего перерыва из-за революционных событий все отделы музея были открыты для регулярных занятий с преподавателями и работали до Великой Отечественной войны.

В 1981 г. по инициативе партийной организации МИИТа начал создаваться Музей боевой и трудовой славы, преобразованный в 1995 г. в музей истории вуза.

В 1998 г. начался капитальный ремонт, а в 1999 г. на новых площадях с использованием уже ранее собранных экспонатов начал создаваться Учебно-методический музейный центр истории МИИТа, который представляет новую организационную форму на основе интеграции учебного процесса и ведения музейного дела. Его отличительной чертой является включение в состав центра, кроме музейных помещений, ещё и так называемых музеефицированных: зала фундаментальной библиотеки и трёх мемориальных лабораторий (имени первого ректора Ф.Е.Максименко – по гидравлике, имени выдающегося ученого Л.Д.Проскурякова – по строительной механике и имени известного ученого И.А.Каблукова – по химии). Все они имеют особый статус, охраняются университетом, имеют двойное подчинение, в них проводятся как экскурсии, так и учебные занятия.

Общая площадь музейного центра составляет около 1200 кв. м.

В музейных залах размещены экспозиции, посвященные созданию Императорского училища; историко-архитектурному комплексу ВУЗа; кабинет первого заведующего кафедрой “Гидравлика” (первого ректора ИМИУ Ф.Е Максименко), периодическая экспозиция, отражающая в целом более чем 100-летнюю историю университета. В качестве музейного оборудования использована мебель вуза конца XIX – начала XX вв. В зале выставлены фотографии первых студентов и преподавателей, приборы и оборудование
первых лабораторий по фундаментальным наукам , книги, альбомы, чертежные принадлежности и прочие предметы и документы конца XIX(начала XX вв.

Основные направления комплектования музейного собрания это вещественные и документальные подлинники, хранящие черты эпохи и связанные с историей вуза, его студентов, преподавателей и выпускников. В настоящее время оно насчитывает порядка 12,0 тыс. единиц хранения, из них около 5,0 тыс. основной фонд. Большой интерес представляют коллекции мебели конца XIX в., учебные модели де(
ревянных мостов 1930-х г.г.. и наградные знамёна вуза 1960х -1970х годов.

Целый раздел экспозиции музея посвящен Великой Отечественной войне. В здании МИИТа, наряду со школами района, формировалась 6(я дивизия народного ополчения.

Среди экспонатов вещественные подлинники периода Великой Отечественной войны, связанные с судьбой сотрудников вуза, например, танкошлем участника Парада Победы или Парадное знамя отряда Французского сопротивления.

Большой интерес вызывают комплекты, состоящие из различных типов экспонатов и характеризующие конкретную особо значимую личность в истории вуза. Примером может служить экспозиция, посвященная бывшему студенту МИИТа К.В. Нечаеву иерарху Русской православной церкви, первому заведующему и организатору кафедры “Теология” в МИИТе, Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому
Питириму. В нее включены фотографии студенческих лет, одежда, келейные иконы, подарки музею МИИТа со Святой Земли, публикации с автографами, фотографии со службы Владыки Питирима в церкви МИИТа .

Автор статьи: admin

Menu