Старомарьинское шоссе, д. 14 +7 (495) 616-38-65mromun@mail.ruПн. - Чт. 08:00 - 17:00, Пт. до 15:45

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Новость 169 из 189

Музей разместился в казенной квартире на первом этаже северного флигеля бывшей Мариинской больницы для бедных, где служил с 1821 г. лекарь М.А.Достоевский, отец Ф.М.Достоевского (в этом же году 11 ноября в южном флигеле будущий писатель родился). Здесь Ф.М.Достоевский провел детские и отроческие годы.

Мемориальная квартира ни разу не подвергалась перестройке, музей открылся в ней в 1928 г. Но воссоздать его удалось лишь после ремонтно реставрационных работ 1979-82 гг. Квартира Достоевских обрела подлинный исторический антураж и вписалась в больничный флигель с восстановлением старой планировки примыкающих помещений. Принятый исторический маршрут вводит в это выразительное пространство: вход через белокаменное крыльцо, коридор и “холодные сени” в жилые три комнаты с видом на больничный двор и улицу, бывшую Новую Божедомку.

Впервые квартира предстала — в соответствии с описанием А.М.Достоевского — как целое и в жилом интерьере. Сохранились мемории: стол и книжный шкаф, канделябры изгостиной, книги, учебники детей, семейные портреты Достоевских; были введены предметы быта того времени, типологические, изобразительные, книжные, документальные материалы.

В доме Достоевских, являвшем своего рода социальный перекресток, не было единого стиля. Интерьер гостиной, приближенный к дворянскому ампиру, сочетается с купеческой обстановкой. Квартира, занимаемая многодетной семьей лекаря М.А.Достоевского, состояла из помещений подсобных и жилых, делившихся перегородками, с двойным назначением: рабочая зала, или столовая; гостиная, она же рабочий кабинет отца, часть ее за перегородкой — спальня родителей, детская —часть прихожей.
Ансамбль Мариинской больницы для бедных — главное здание с ионической колоннадой и боковыми флигелями в стиле позднего русского классицизма — построен архитектором И. Жилярди по чертежам Д. Кваренги.

Идея создания первого музея вынашивалась, когда ещё ощущалась живая, не порвавшаяся связь времен, связь с Достоевским. История увековечения его памяти начата трудами вдовы А.Г. Достоевской, будучи на 25 лет моложе, она надолго пережила мужа. В течение нескольких десятилетий, вплоть до своей смерти в 1918 году, Анна Григорьевна делала всё возможное в его память. Такой обет она дала себе в день его похорон. Помимо изданий собрания сочинений Достоевского, расшифровки своего “дневника” и т.д. и т.д., она закладывала музей.

Ей, собравшей первоначально свыше тысячи предметов, связанных с её мужем (эту работу она начала ещё при его жизни), дирекция Императорского Исторического музея в Москве предложила поместить коллекцию в одну из башен здания. Так было положено основание “Музею памяти Фёдора Михайловича Достоевского” при Историческом музее. В итоге коллекция вдовы писателя насчитывала около 5 тыс. различных материалов, из них почти половина музейных экспонатов. Но учреждённый ею музей, как его тогда называли, “меморативный”, не слитый с заповедным местом, не был мемориальным в том очевидном смысле, как будущий музей на Божедомке.

В начале 1920(х годов с усиливающимся общественным, духовным и идейным резонансом Достоевского в современности были сделаны первые подступы к созданию музея. Вера Степановна Нечаева, тогда молодой исследователь, вступила на этот путь. Её посещение бывшей квартиры Достоевских во флигеле Института социальных болезней им. Ф.М. Достоевского (в здании бывшей Мариинской больницы) состоялось в 1922 году и вызвало первое “смутное представление” о возможности будущего музея (вспоминала много летспустя В.С. Нечаева). В.С. Нечаеву вело тогда свидетельство мемуариста А.М. Достоевского. Произошло узнавание этого места в его подлинности, хотя квартира, использованная под житейские нужды новых жильцов, была точно затерта наслоением многих лет. Но она ни разу не перестраивалась.

Идея создания музея встретила сочувствие и понимание в ГАХНе (Государственная Академия Художественных наук), Институте социальных болезней им. Ф.М. Достоевского, ОЛРС (Общество любителей российской словесности) при Московском университете.

11 ноября 1928 года, в день рождения писателя, музей был открыт. Его первый заведующий — В.С. Нечаева. Это был один из первых литературных музеев — их тогда в республике возникло несколько, включая такие, как музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках, музей им. Ф.И. Тютчева в Муранове. Музею Достоевского предрекали будущее расширение, превращение в один из крупнейших литературно (бытовых музеев (“Красная Нива”, “Известия”). Но до этого было ещё далеко.

30-е годы принесли музею немало трудностей — материальных, идеологических. Будучи в ведении Дзержинского РОНО, музей имел минимальный финансовый бюджет, штат (два человека: заведующий и истопник). Когда же он был передан в качестве филиала Библиотеке им. Ленина, появилась возможность привлечь научных сотрудников, получить литературу, обеспечить высоту научного руководства, а позднее в 1940 году произошло его присоединение к действительно профильному музейному учреждению — Государственному Литературному музею, и в создании экспозиций стали принимать участие крупные исследователи и специалисты в музейном деле, такие, как Н.П. Анциферов.

Между тем наступали для музея почти непреодолимые идеологические трудности на фоне общей тенденциозности и догматизма, набиравших силу и в освещении Достоевского. Достоевский был полностью исключён из школьных программ. И тем не менее музей не прекращал своей деятельности — росла его посещаемость, устраивались заседания, художественные вечера, выставки. На долгие годы вперёд только он и оставался очагом, притягивающим тех, кто искал встречи с Достоевским.

С первых лет в музее закладывается уникальный фонд. Ядром стала коллекция вдовы писателя (значительная её часть уже поступила в 1932 году). Она исторически определила лицо московского музея и не теряла этого значения при том, что позднее, будучи в богатейшем собрании Государственного Литературного музея, фонд Достоевского расширялся и возрос в несколько раз. Бесценными оказались тогдашние отдельные находки, дары — из разных источников, а также начавшиеся и потом продолжавшиеся поступления в молодой музей реликвий из семьи Достоевских — осязаемые знаки пребывания Фёдора в стенах божедомской квартиры. Так, А.А. Достоевский в день открытия музея подарил канделябры, когда(то стоявшие в гостиной Достоевских; ещё раньше Е.М. Достоевская передала сохранившуюся у неё часть семейного сервиза. И уже стояла найденная и вывезенная из Дарового и вернувшаяся вновь в Москву мебель из гостиной. У младшего брата писателя в доме хранились многие памятные вещи из семьи: портреты родителей, бабки и прадеда, сестёр и братьев, родственников со стороны матери, а также учебники, книги и пр. После смертивсё это оказалось у сына Андрея Андреевича.
Одно из поступлений из этой московской по наполнению коллекции — книга “Богогласник” с “Покаянной песнью”, написанной, очевидно, дедом писателя (изд. Почаевской Лавры, XVIII век). Некоторые из учебников, как и “Богогласник”, были переданы внучатыми племянницами писателя А.М. Лениной, М.В. Савостьяновой. Из коллекции А.Г. Достоевской перешла книга “Сто четыре священныя исторiи, выбранныя из Ветхаго и Новаго Завета, в пользу юношества Иоганномъ Гибнером”. Музею выпало хранить некоторые автографы — их московское музейное собрание стало самым обширным. Это дарственные надписи Достоевского на книгах, фотографиях, адресованные чаще всего близким, родным, всегда краткие и простые.

Фотолетописи жизни писателя никогда несуществовало, но в московском фонде образовался последовательный ряд снимков писателя в разные периоды его жизни — от сибирской ссылки до выступления в Москве на пушкинских торжествах за несколько месяцев до смерти. Бесценным является небольшое собрание книг, журналов и газет, принадлежавших писателю. В музее образовалось так же собрание художественных портретов писателя. Среди них — прижизненные, их вообще существует немного. Театральный музей им. Бахрушина предоставил подлинник, о котором было известно только по копиям. Это первый портрет писателя, созданный художником К.А. Трутовским. Он рисовал Фёдора Михайловича, возможно, с натуры, в знаменательном для писателя 1847 году, когда выходил первым изданием его дебютный роман”Бедные люди”. Только на этом портрете донесён до нас облик молодого Достоевского. Интересна гравюра на дереве со знаменитого портрета работы В.Г. Перова, экспонированного в Третьяковской галерее. В. Перов подарил гравюру вдове писателя. В ранние годы музей стал обладателем графического портрета, исполненного В.А. Фаворским, вошедшего в классику графики.

Среди меморий следует также упомянуть ручку с пером, чернильный прибор, письменный стол, за которым написаны главы “Дневника писателя”.

В итоге в Москве образовался фонд писателя, по полноте и универсальности которому нет равных в мире (самая полная иконография писателя, отдельные автографы, мемории — личные вещи, книги, мебель, портреты и фотографии его современников, полная подборка публикаций и прижизненных отечественных изданий, переводы его произведений, иллюстрации, посмертная маска, материалы увековечивания его памяти и т.д. и т.д.).

Первый музей Достоевского прошёл продолжительный путь, отразив в своей сложной истории разное отношение к наследию писателя. И в самые неблагоприятные для него времена он демонстрировал убедительную силу “сопротивления материала” довлеющей извне идеологии. В первые годы после основания музей представлял бытовую экспозицию, посвящая её раскрытию быта и социальной среды писателя, по мере поступления новых экспонатов — бытовых и литературных — экспозиция становилась всеобъемлющей. Музей менял свой облик. И с годами всё более побеждали в ней историчность и концептуальность, адекватные мировоззренчески Достоевскому.

Воссоздать квартиру его детства стало задачей музея с самого основания. Но лишь спустя полвека это стало возможным после ремонтно-реставрационных работ 1979(1982 годов, с восстановлением старой планировки прилегающих помещений (коридоры флигеля, лестничная клетка и пр.), с методом научной реконструкции, с включением меморий и типологических материалов.

Впервые мемориальная квартира предстала как целое и в жилом интерьере, обрела подлинный исторический антураж и вписалась в больничный флигель. Принятый исторический маршрут вводит в это выразительное пространство. И хотя экспозиция бытовая, в ней очевидны знаковые акценты на духовных событиях жизни юного Достоевского. Она призвана передать атмосферу его жизни здесь, вызвать представление об истоках, началах и духовных приметах его личности и судьбы.

Жизнь музея, прежде всего, — приём людей, ожидающих встречи с Достоевским, для них проводятся экскурсии, лекции, консультации, научные заседания, вечера. За долгие годы здесь побывали тысячи людей разных поколений со всего мира. Отечественные и зарубежные учёные(гуманитарии, исследователи творчества Достоевского, его биографы, писатели, священнослужители, мастера культуры— чтецы, артисты, скульпторы, художники, маститые и начинающие — принимали участие в заседаниях, вечерах, дискуссионных “круглых столах”. Состоялась ни одна встреча с потомками писателя (А.Ф., Д.А., А.Д., Достоевскими, Е.А. Ивановой, Л.А. Спивак).

С 1980-х годов в музее ежегодно в течение месяца проводятся “ноябрьские вечера”. Открываются они в день рождения писателя 11 ноября. В этот вечер собравшиеся присутствуют при “реставрации” какого(либо события из жизни юного Достоевского, будь то чтения Пушкина, Карамзина, Жуковского, библейской книги Иова, освещение жизни и истории Москвы Достоевского, Мариинской больницы, общей темы, например, “Детство Достоевского как духовная драма” и т.д. и т.д. Это всегда доклады, сообщения, художественные выступления, концерты. В “ноябрьские вечера” отмечаются даты и события культурной и духовной жизни, так или иначе связанные с Достоевским, приходящиеся на истекающий год: новый спектакль, фильм, презентации нового исследования по Достоевскому, юбилей учёного и т.д. В очередную годовщину смерти писателя 10 февраля обычно устраиваются остро проблемные доклады, дискуссии на заседаниях, “круглых столах”. Темы их, например, “Достоевский и мы”, “Достоевский сегодня”, “от “Мертвого дома” до “Гулага”, “Взгляд на Достоевского на рубеже нового тысячелетия”. В музее организуются выставки (к юбилейным датам выхода в свет романов Достоевского, к 500-летию его рода и т.д.). Часто материалы из огромного фонда писателя демонстрируются в стенах Государственного Литературного музея, филиалом которого является музей Достоевского; выставки организуются в городах России и за рубежом.

Сотрудники принимают участие в международных и всероссийских конференциях и симпозиумах. Первый музей Достоевского поддерживает и развивает творческие, профессиональные связи с другими образовавшимися музеями Достоевского — их теперь семь (в С.(Петербурге, Старой Руссе, Омске, Семипалатинске, Новокузнецке, Даровом). Имеет место широкое сотрудничество с научными, культурными учреждениями, в том числе зарубежными.

В жизни музея остаётся немало существенных, принципиальных проблем, особенно касающихся его дальнейшего развития, расширения. Но первый в мире музей великого писателя смотрит в будущее с верой и надеждой.

Автор статьи: admin

Menu