Старомарьинское шоссе, 14+7 (495) 616-38-65mromun@mail.ruПн. - Чт. 08:00 - 17:00, Пт. до 15:45

Бахметьевский гараж

Новость 608 из 624

Бахметьевский гараж – памятник архитектуры мирового значения выдающегося архитектора-конструктивиста Константина Степановича Мельникова (1890–1974 гг.) и гениального инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939 гг.) был построен за 2 года – с апреля 1926 года по апрель 1928 года.

Началом организованного автобусного движения в Москве принято считать 1924 год, когда началось регулярное движение по “дачной” линии от Пресненской заставы до Серебряного бора. На линии работало несколько импортных и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков. Эксплуатация этого маршрута дала хорошие результаты, и в том же году была открыта первая внутригородская автобусная линия от Каланчёвской площади до Тверской заставы. Для этой линии в Великобритании были закуплены восемь 28 местных автобусов “Лейланд”, впоследствии их стало 130, что позволило всерьёз задуматься о строительстве в Москве специальных автобусных гаражей.
Первый в Москве автобусный парк для английских автобусов был построен в 1926 году на Большой Ордынке по проекту архитектора М. Е. Приёмышева. Он оказался крайне неудобен для этой функции. Ордынский автобусный парк стал для Константина Мельникова местом авторского замысла Бахметьевского гаража:

“…я выехал на Ордынку и увидел: заграничных щёголей дёргали передним, задним ходом, – вспоминал К. Мельников, – с бранью пятили, укладывая на ночлег. Жаль стало истраченных слитков золота. В грёзах “Лейланд” рисуется мне породистым конём, он сам ставит себя на своё место в манеже”.

Интерес Мельникова к разворачивавшемуся в Москве гаражному строительству предопределили сделанные им проекты гаражей для Парижа, архитектурные идеи которых были использованы при проектировании гаражей в Москве.

Константин Степанович предложил новую оригинальную технологическую схему парковки машин, так называемую “прямоточную систему”, при которой автобусам не надо было пользоваться задним ходом ни при въезде, ни при выезде из гаража. Парковка проходила под углом 45 градусов к направлению внутреннего проезда, что позволило сохранить значительные площади и облегчило парковку 125 “Лейландов”. Это обстоятельство обусловило пилообразный контур стен и частые проёмы ворот. Внутри гаража нет перегородок – здание выполнено по типу крытого манежа. Металлические конструкции Владимира Шухова позволили безопорно перекрыть пространство площадью 8500 квадратных метров. Чтобы перекрыть это пространство Шухову хватило 18-ти тонких колонн и минимум металлических конструкций, несущих крышу гаража. Главный фасад гаража составлен из шести портальных ворот, отмеченных над порталами римскими цифрами, а сверху надпись – “Бахметьевский Автобусный Парк. СТОРОНА В’ЕЗДОВ”.

Построенное в конце 1920-х годов здание Бахметьевского гаража оставалось рентабельным вплоть до 1970-х годов, так как конструкция оказалась способной вмещать увеличение как количества машин, так и их размеров.

В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения К. С. Мельникова, комплекс Бахметьевского автобусного парка в составе здания Бахметьевского гаража, административного корпуса и здания мастерских включён в Список объектов культурного наследия Москвы, а в 1999 году размещавшийся на территории гаража 3-й автобусный парк был выведен c улицы Образцова на Алтуфьевское шоссе.

В 2001 году территория бывшего Бахметьевского автобусного парка была передана Правительством Москвы в пользование религиозной организации – Московской Марьинорощинской Еврейской общине. В здании Бахметьевского гаража с 2008 по 2011 год размещался Центр современной культуры “Гараж”.

В районе Марьина роща имеется еще один памятник архитектуры, построенный по проекту К.С. Мельникова – гараж Интуриста.

Автор статьи: admin

Меню